Эксперт Диашов: вместо контроля цен властям надо помирить розницу и маркетплейсы.
Особое внимание к маркетплейсам со стороны властей и медиа вызвано рядом факторов, среди которых не последнее место занимает ревность традиционных ритейлеров, у которых падает прибыль. Как маркетплейсам удается обеспечить маржинальность при низких ценах и что может сделать власть, чтобы помирить торговцев, читайте в материале "Прайм".
Маркетплейсы в последнее время привлекают повышенное внимание властей – то и дело появляются новости о нарушении прав работников, теневой занятости мошенничестве и подделках. По данным Роскачества, там продается почти 90% фейковых органических продуктов.
При этом их аудитория растет быстрее, чем мог бы похвастаться любой традиционный онлайн-ритейлер. По данным исследования Т-Бизнес, прирост оборота универсальных маркетплейсов в прошлом году составил более 40%, количество транзакций увеличиось на 20%, средний чек вырос на 18%. Активность жителей регионов остается ключевым драйвером: рост числа транзакций за пределами Москвы и Санкт-Петербурга значительно превышает показатели столичного региона.
Это связано с возможностями, которые предлагают маркетплейсы: широкий ассортимент, высокая скорость доставки, развитый маркетинг и умение работать с продавцами, которым часто выгодно открыть онлайн-витрину, чем обычный магазин со всеми его издержками. Поэтому они могут предложить привлекательные цены, что тоже немаловажно. Потихоньку такие площадки забирают большую часть аудитории офлайн-ритейла. Особенно это касается магазинов, которые не отличаются высоким сервисом или брендингом.
Устав терять доход, магазины электроники и бытовой техники обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России из-за того, что маркетплейсы устанавливают необоснованно низкие цены на товары сторонних продавцов, что является незаконным демпингом и ущемляет интересы участников отрасли. Такая стратегия в 2024 году снизила продажи электроники и бытовой техники в розничных магазинах на 16%, жалуются участники рынка.
Власти вняли: ФАС предписала маркетплейсам до 28 февраля создать условия, при которых скидки на товары возможны только при согласии продавца. Сейчас товары могут автоматически включаться в категорию распродаж.
Минэкономразвития разрабатывает систему, обязывающую маркетплейсы быстрее устранять контрафакт. Сейчас обращение рассматривают в срок до 30 дней, что часто превышает срок реализации продукта. Также их обяжут помечать товары, которые реализуют иностранные продавцы. Но никаких ограничений на число пунктов выдачи заказов введено не будет. Так же, как установления единой минимальной цены для офлайн- и онлайн-сегмента. Хотя такие предложения, конечно, звучали.
Причин много – итог один На самом деле, причиной повышенного внимания властей к маркетплейсам является совокупность причин. Это и забота о потребителях, и борьба с недобросовестной конкуренцией и, конечно же, давление со стороны традиционной розницы, считает председатель Комиссии по финансовым рынкам МГО ОПОРЫ РОССИИ Егор Диашов.