С начала года банки, запущенные российскими маркетплейсами и ИТ-компаниями, поднялись на десятки пунктов в банковском рейтинге. По размеру активов они выросли на 149-798%, средства граждан на вкладах увеличились существенно из-за высоких ставок и возможностей рекламы. Опрошенные "Российской газетой" эксперты рассказали, что это значит для экономики, бизнеса и банковской системы.
"Oзон Банк" поднялся с начала года на 30 позиций, заняв по итогам октября 46 строчку в рейтинге Банки.ру. Он формируется на основе статистики ЦБ, и учитывает размер активов. Например, "Яндекс Банк" и "Вайлдберриз Банк" выросли на 50 и 126 пунктов. Теперь они находятся на 74-м и 131-м месте. Размер активов увеличился на 181% и 798% соответственно. У "Озон Банка" - на 149%.
Банки Ozon, Wildberries и "Яндекса" стали полноценно конкурировать с крупнейшими игроками. На них, по данным ЦБ, уже приходится 40% операций с электронными деньгами. Тремя годами ранее - всего 2%. Объем средств на вкладах и накопительных счетах вырос с января более чем в 2,5 раза, следует из статистики регулятора. Хотя эти банки появились и стали активными участниками розничного рынка относительно недавно, говорит управляющий директор АКРА Валерий Пивень.
Компании их покупали в 2021-м и активно развивали уже в 2022-2023 годах, когда появлялись дебетовые карты, депозиты, рассрочки и кредитные продукты. За несколько лет число клиентов выросло в несколько раз, говорит Мери Валишвили, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова.
"Во многом это связано как с возможностью рекламировать свои финансовые продукты на своих же маркетплейсах, так и их торговыми стратегиями, например, связанными с предоставлением скидок при оплате со счета в банке собственной экосистемы, а также с возможностью предоставления рассрочки и кредитов на покупки", - отмечает эксперт.
Быстрый рост привлечения средств во вклады - следствие как активной маркетинговой стратегии, так и эффекта низкой базы, указывает Пивень. И причины те же: банкам нужны деньги для осуществления кредитования, которое они активно предлагают клиентам маркетплейсов - и покупателям, и продавцам.
Для крупных маркетплейсов свой банк позволяет, например, сэкономить на эквайринге, говорит Роман Корнев, директор по банковским рейтингам "Эксперт РА". Это позволяет и получать дополнительный доход за счет финансовых услуг для клиентов. Для банков же фокус на обслуживании материнской торговой площадки выгоден на начальном этапе развития, поскольку быстро их делает эффективными.
То, как развиваются эти банки в России, - в какой-то степени уникальный пример в мире. Крупные международные маркетплейсы, как Amazon, Alibaba и другие, также имеют дочерние сервисы финансовых услуг. Но они в основном сосредоточены на расчетных операциях и развитии платёжной инфраструктуры, объясняет Корнев.
"Apple пытался выйти на рынок финансирования клиентов совместно с крупным партнером, но спустя некоторое время эксперимент был признан неудачным", - добавил представитель "Эксперт РА".
Главное преимущество таких банков - синергия с основным бизнесом, согласен Егор Диашов, председатель Комиссии по финансовым рынкам МГО "Опоры России", генеральный директор инвестиционной компании "Диалот".