Каждого инвестора волнует вопрос, куда он вложил деньги и не ошибся ли. Ответ зависит от того, насколько понятен и открыт к диалогу эмитент, особенно в долгосрочной перспективе. Полнота публичности влияет на настроение и дальнейшие шаги инвесторов. От них, в свою очередь, зависят финансовая устойчивость и надежность, успешное развитие и репутация компании.
В Положении Центрального Банка России прямо указан порядок раскрытия информации всех этапов выпуска ценных бумаг, в том числе и облигаций. Он касается и дополнительного выпуска. Это не только право (с целью повышения доверия инвестора), но и обязанность эмитента (с целью защиты и предупреждения игроков на фондовом рынке).
Сведения, которые раскрывает эмитент после выпуска облигаций:
- отчет о компании — сведения о деятельности и финансовых показателях, об уполномоченных и руководящих лицах компании, об обязательствах;
- финансовый отчет — формальная отчетность для расчета налоговых обязательств и аудиторские заключения размещаются на сайте раскрытия;
- сообщения о существенных фактах — сведения, которые влияют на стоимость облигаций (таких оснований, указанных в законе, более 30, но этот список пополняется на усмотрение эмитента). Регулятором рекомендован дополнительный список таких фактов.
С февраля 2022 года по 1 июля 2023 года регулятором было разрешено компаниям не раскрывать информацию о своей деятельности в полном объеме. Цель — избежание дополнительных санкций в указанный период для владельцев бизнеса. Это привело к тому, что инвесторы не могли эффективно оценить положение дел на фондовом рынке и финансовую устойчивость эмитентов. Бизнес продолжал привлекать инвесторов без отчетности и продавал ценные бумаги на бирже. Правом на закрытие информации стали пользоваться даже те, кому риск санкций не грозил. Именно поэтому позже Центральный Банк предупредил организации не злоупотреблять этим правом.
Инвесторы должны быть особенно внимательны и осторожны при выборе ценных бумаг эмитента, который скрывает свою финансовую информацию.
Все предписания не только направлены на пользу владельца облигаций, но и открывают возможности для компаний. Главный фактор — прозрачность действий после выпуска. Чем больше информации дает о себе эмитент, чем чаще он в контакте с инвесторами, тем проще и понятнее будут дальнейшие размещения облигаций. Так поддерживаются интерес к облигациям на рынке и их ликвидность. Бонусом будут престиж и реклама. Кроме того, это потенциальная возможность в будущем без проблем выпускать новые облигации. Публичность — не одноразовое мероприятие и требует постоянного внимания.