По данным «Эксперт РА», 29% опрошенных представителей малого и среднего бизнеса готовы к первому выпуску облигаций в 2023 году. Разбираемся, какие шаги нужно пройти компании, чтобы разместить облигации на бирже.
Какие этапы прописаны в законе
Выпуск ценных бумаг регулирует Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно статье 19 этого закона, есть пять этапов размещения ценных бумаг на бирже.
Решение о выпуске ценных бумаг. Компания принимает такое решение, например, потому, что эмиссия облигаций — комфортный способ финансирования нового проекта. Или другой пример: у бизнеса есть обязательства, оформленные под высокие проценты. Можно выпустить облигации и рефинансировать долги с более низкой ставкой.
Регистрация выпуска. Регистрировать эмиссию облигаций можно в Банке России, в депозитарии или на бирже — зависит от того, как будет проходить выпуск облигаций.
Размещение ценных бумаг. Сюда относятся сделки по покупке облигаций инвесторами и внесение данных по лицевым счетам первых инвесторов.
Регистрация отчета об итогах выпуска или представление уведомления об итогах. В случае с облигациями нужно именно уведомление. Представить его в Банк России нужно в течение 30 дней после окончания размещения бумаг.
Подробнее эти этапы раскрыты в Положении Банка России от 19.12.2019 №706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».
Что делают компании для выпуска облигаций
На практике эмиссия облигаций — сложный процесс, где много разных задач. Разберем, что делают компании для размещения облигаций.
Решают выпустить облигации. Если компания ранее не размещала облигации, это решение может быть достаточно сложным. Например, руководство компании не понимает, с какими документами придется столкнуться и сколько денег для этого нужно. Здесь важно понимать три момента:
- условия финансирования определяет бизнес, и он может сделать их комфортными для себя;
- эмиссия облигаций — важный шаг на пути к публичности компании, если в будущем бизнес захочет выпустить акции;
- есть специальные компании — организаторы выпусков, которые консультируют эмитентов и сопровождают эмиссию облигаций на каждом этапе.
Аудируют финансовую отчетность. Чтобы разместить ценные бумаги на бирже, у эмитентов должно быть аудиторское заключение по годовой отчетности. Если доход компании превышает 800 млн руб. или сумма активов по бухгалтерскому балансу более 400 млн, аудит обязателен по закону и компания уже его проводит. Если бизнес пока не достиг таких результатов, нужно выбрать аудиторскую компанию и получить заключение.
Получают кредитный рейтинг. Его присваивают кредитные рейтинговые агентства, которые входят в реестр Банка России, — это АО «Эксперт РА», АО «АКРА», ООО «НРА» и ООО «НКР». Нужно заключить договор с одним из агентств и получить рейтинг. Процедура платная: стоимость зависит от масштаба бизнеса, объема и структуры выпуска бумаг. Рейтинг подтверждается ежегодно весь срок обращения облигаций.
Проходят проверку Московской биржи. Это можно делать параллельно с получением рейтинга. Проверка — процедура KYC со стороны биржи, во время которой она проверяет компанию на соответствие требованиям. Биржа изучает бизнес, проводит интервью и после выдает заключение, можно ли допустить компанию к торгам.
Разрабатывают эмиссионные документы. В них важно прописать все условия размещения облигаций — например, срок, сумму и периодичность выплат купонов. После размещения внести изменения в эмиссионные документы уже нельзя. Если в них обнаружат ошибки или невыполнимые условия, инвесторы могут потребовать досрочного погашения облигаций.
Компаниям не обязательно разрабатывать эмиссионные документы самостоятельно. Они могут привлекать организаторов выпуска, которые регулярно занимаются размещением облигаций.
Проводят маркетинговую кампанию. По итогам февраля 2023 года число частных инвесторов на Мосбирже достигло 24 млн человек. Все они — потенциальные кредиторы, доверие которых нужно заслужить.
Важно показать, что бизнес устойчив и способен платить по долгам, что у него есть перспективы. Сделать это можно по-разному: публиковать статьи в СМИ, проводить встречи с потенциальными инвесторами, давать интервью в профильных каналах в соцсетях. Подойдут любые способы, которые помогут компании и инвестору встретиться.
Организаторы размещений также помогают с этим. Часто у них уже есть наработанная база инвесторов, которым интересна покупка облигаций в момент размещения. Организаторы могут познакомить их с компанией, чьи бумаги выводят на рынок, например, в формате интервью или прямого эфира. Так представители бизнеса смогут пообщаться с потенциальными инвесторами и ответить на их вопросы.
Размещают облигации. Это тот самый момент, когда инвесторы покупают ценные бумаги, а компания получает финансирование. Сроки размещения разные и зависят от спроса со стороны инвесторов. Например, ООО «ИК Диалот» организовывало выпуск облигаций для АО «Сергиево-посадский мясокомбинат». Займ на 200 млн руб. разместили за 2,5 дня — интерес инвесторов был высокий.
На спрос со стороны инвесторов влияют:
- ставка по купону;
- срок обращения облигаций;
- наличие амортизации;
- маркетинговая кампания;
- динамика ключевой ставки;
- состояние экономики;
- внешняя политика.
Уведомляют об итогах выпуска. Сделать это нужно в течение 30 дней с момента окончания срока размещения или с момента размещения последней бумаги, если размещение прошло досрочно. Организаторы выпуска помогают соблюдать сроки, но ответственность за уведомление остается на эмитенте.
Платят по долгам. В эмиссионных документах прописаны условия погашения долга — порядок выплат номинала, ставка по купону и периодичность выплат. Эти условия компания должна соблюдать. Если все идет по плану, доверие к эмитенту растет и в будущем ему будет проще привлечь новое финансирование, в том числе на более выгодных условиях.
Ставка дебютного выпуска зависит от рейтинга компании и текущего состояния рынка. Как правило, при дебютном выпуске компания дает «премию за риск» — дополнительные 0,5-1% к купону. Если эмитент вовремя исполняет обязательства, следующие выпуски будут дешевле.
Например, при дебютном выпуске облигаций ООО «Мосрегионлифт» в январе 2023 года предложил ставку 18% годовых. Компания хорошо показала себя инвесторам и второй выпуск в июне 2023 года разместила уже под 15,25%.
Выпуск облигаций, особенно дебютный, — процесс трудоемкий. Подготовка может занять несколько месяцев — до 3-4, иногда дольше. Чтобы все прошло успешно, важно не допустить ошибок. ООО «ИК Диалот» помогает компаниям привлекать финансирование с помощью облигаций и сопровождает эмиссию на всех этапах. Оставьте заявку на консультацию — и мы ответим на ваши вопросы.