Любой предприниматель хорошо знает, что бизнес не только приносит доход, но и требует немалых вложений. Они могут понадобиться на любом этапе жизнедеятельности фирмы. Если в какой-то момент прекратить вкладывать деньги в компанию, она может перестать развиваться, потерять конкурентоспособность или вообще обанкротиться. Поэтому руководители вынуждены постоянно думать, где взять деньги на бизнес. Из этой статьи вы узнаете о том, что такое источники финансирования, какими они бывают и как выбрать подходящий конкретно для вашей компании.
Что такое источники финансирования бизнеса?
Источниками финансирования называют любые денежные ресурсы, которые можно привлечь для развития и работы бизнеса. Определяясь с их выбором, предприниматели проводят тщательный анализ своих возможностей и потребностей. В частности, оцениваются:
- цель, с которой нужно привлечь финансирование;
- размер необходимых вложений;
- сроки, в которые требуется вернуть средства, если они будут привлечены извне;
- время, в течение которого инвестиции будут использоваться;
- период окупаемости проекта, на который запрашивается финансирование.
Классификация источников финансирования
Сегодня у бизнеса много возможностей для привлечения средств. Чтобы предприниматели могли ориентироваться во всем многообразии способов финансирования, их классифицируют по нескольким признакам. Наиболее распространенным является разделение на внешние и внутренние источники. Первые подразумевают привлечение финансирования извне, вторые — использование собственных ресурсов компании. Как у внешних, так и у внутренних источников свои преимущества и недостатки. Именно на них в первую очередь следует обращать внимание при поиске финансирования для бизнеса.
Внутренние источники
- Текущая прибыль компании. Если бизнес не в кризисном положении, его доходы превышают расходы. Следовательно, разницу между этими показателями можно направить на развитие компании или реализацию проектов, которые не могут самостоятельно себя окупать в течение определенного срока.
- Кредиторская задолженность. Деньги, которые фирма должна поставщикам, теоретически можно вложить в развитие. Но это достаточно рискованный способ, поскольку сроки оплаты товаров или услуг обычно сжаты, а контрагенты не терпят задержек, не предусмотренных договором. Это может грозить дополнительными расходами на уплату штрафных санкций и суды.
- Резервы платежей. В любом деле существуют непредвиденные расходы: штрафы, компенсации, неустойки и т. д. На них обычно выделяют небольшой бюджет, который можно пустить на развитие. Но при возникновении форс-мажорных ситуаций у компании не будет средств для выплат.
- Устойчивые пассивы. Существуют расходы, которые являются регулярными: заработная плата, закупка товаров и услуг с предоплатой, социальные отчисления. Если средства нужны на очень короткий срок, их можно найти в бюджете, который выделяется на эти траты.
- Амортизационные отчисления. Поскольку оборудование нуждается в регулярном обслуживании, ремонте и обновлении, предприятие вынуждено накапливать средства на эти расходы. Часть денег из амортизационного фонда могут быть направлены на долгосрочные проекты, но в дальнейшем их все равно придется вернуть. В противном случае компании придется искать источники средств уже для починки или закупки оборудования.
- Запланированная прибыль. Если у компании имеются средства, которые поступают в качестве предоплаты, их можно пустить на развитие, поскольку они еще не отражены в отчетах.
Преимущества внутренних источников финансирования бизнеса:
- нет необходимости искать инвесторов;
- не увеличивается задолженность перед вкладчиками;
- уменьшается налоговое бремя компании;
- есть возможность контролировать процесс передачи средств.
Недостатки у внутренних источников финансирования также имеются:
- у компании могут отсутствовать свободные средства для вложения в развитие;
- финансовая подушка фирмы уменьшается, и при определенных обстоятельствах денег может не хватить на выплату заработной платы или закупку товаров;
- снижается рост рентабельности компании, поскольку часть дохода уходит на возврат внутреннего долга;
- вариант неэффективен при сезонном характере работы компании.
Внешние источники
- Кредитование. Один из самых простых способов получения средств, если компания имеет позитивную репутацию и может предоставить банку гарантию собственной платежеспособности. Но если фирма молодая и не имеет дорогих активов для залога, кредит, вероятнее всего, выдан не будет.
- Долговые бумаги. Этот способ предусматривает прямой заем средств у инвесторов и выдачу им векселей, облигаций или сертификатов. С помощью долговых бумаг фирма может привлечь значительные средства на долгий срок, но требуется тщательно проработать план их возврата.
- Лизинг. Хотя эта схема подразумевает лишь аренду оборудования с последующим выкупом, она считается одним из способов финансирования бизнеса. С помощью лизинга компания может обновить парк техники, не привлекая дополнительные средства.
- Доли бизнеса. Если положение дел сложное, компания может решиться на продажу части капиталов крупным инвесторам. У этого подхода есть серьезный недостаток: управление постепенно переходит под контроль посторонних лиц. Но средства будут привлечены без необходимости возврата, и с их помощью компания сможет выйти из кризиса.
- Акции. Если доли продаются только стратегическим инвесторам, то ценные бумаги может купить любой человек, располагающий необходимой суммой, поэтому риск перехода управления под контроль посторонних снижается. При этом размещение акций — сложный процесс, как и поддержание их стоимости. Кроме того, придется реорганизовать фирму в акционерное общество.
- Слияние. В некоторых ситуациях объединение с другой компанией может решить финансовые трудности фирмы. Но у такого подхода есть и обратная сторона: собственник бизнеса будет вынужден учитывать мнение других руководителей.
- Факторинг. Эта схема актуальна для предприятий, работающих с крупными кассовыми разрывами. Факторинговая фирма помогает бизнесу их устранить, взяв небольшой процент. Так, поставщик продуктов может получить деньги не через 2 месяца после отгрузки, а мгновенно, продав счет на оплату посреднику.
Средства, привлеченные извне, лучше подходят для реализации амбициозных проектов, поскольку они обладают существенными преимуществами перед самофинансированием:
- рентабельность фирмы растет, поскольку на обслуживание долга тратится лишь небольшая часть прибыли;
- имеющиеся деньги остаются в обороте компании, поэтому нивелируется угроза нехватки средств на выплату зарплаты, ремонт оборудования и другие нужды;
- можно реализовывать любые идеи даже при отсутствии собственных ресурсов;
- размер привлекаемой суммы не ограничен ничем, кроме репутации компании и ее потенциала;
- можно применять средства более свободно в сравнении с внутренними источниками финансирования.
Однако собственные недостатки у привлечения денег извне тоже имеются:
- инвесторам в большинстве случаев нужно выплачивать дивиденды, купоны или проценты от прибыли;
- необходимо подтвердить серьезность своих действий документально, особенно при выпуске ценных бумаг;
- может возникнуть необходимость заложить часть активов компании;
- процесс получения средств растягивается во времени;
- увеличивается вероятность банкротства компании.
Нюансы выбора источника финансирования
Выбор подходящего источника финансирования бизнеса — достаточно сложная задача, которую стоит доверить экспертам. И в первую очередь специалисты оценивают текущие возможности и потенциал компании.
Если фирма молодая и не имеет больших внутренних резервов, многие способы финансирования для нее будут недоступны. В таких случаях чаще всего обращаются к внешним источникам. Шанс получения крупного кредита на старте близится к нулю, поэтому можно использовать такой инструмент, как долговые бумаги. Облигации и векселя позволят получить средства на долгий срок под скромный процент и поспособствуют быстрому развитию молодой компании. Также можно использовать прямые инвестиции, но для поиска вкладчиков придется потратить больше времени, чем для выпуска облигаций.
Организации, которые находятся в стабильном положении, также могут нуждаться в дополнительном финансировании. Факторинговые компании, банки и лизингодатели, в свою очередь, с большей охотой сотрудничают с фирмами, которые имеют кредитную историю и показали способность к возврату долгов. Деньги могут понадобиться на расширение бизнеса, увеличение объемов производства, внедрение инноваций. Такие компании могут прибегать и к внутренним источникам финансирования, но этих возможностей может просто не хватить. Поэтому рациональным решением будет получение кредита, выпуск акций или облигаций. Если же суть проекта, на который нужны средства, заключается в обновлении оборудования, можно прибегнуть к лизингу. Таким образом бизнес получит технику на льготных условиях.
Вне зависимости от размеров компании поиск подходящего источника финансирования можно разбить на несколько этапов:
- Определиться с потребностями. Необходимо точно оценить, на какие цели нужны средства и какого объема вложений будет достаточно для ликвидации имеющейся проблемы.
- Проанализировать платежеспособность. Следует установить, какой объем средств вы сможете возвращать, сколько понадобится времени для полного погашения долга.
- Составить бизнес-план. Нужно тщательно проработать действия, направленные на реализацию проекта и возврат средств.
- Выделить оптимальные варианты. Из всего спектра нужно выбрать несколько источников финансирования, которые выглядят наиболее перспективными. Сравнить условия, на которых предоставляются средства из каждого, и отметить более выгодный вариант.
- Обратиться за финансированием. На этом этапе необходимо подать заявку в банк, организовать выпуск ценных бумаг или предоставить свой проект инвесторам.
Один из самых перспективных источников финансирования — облигации. Эти долговые бумаги могут помочь бизнесу получить значительные средства на долгий срок. Но выпустить облигации — не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Необходимо согласовать ставку, собрать обширный пакет документов, организовать эмиссию и разместить бумаги на бирже.
Инвестиционная компания «Диалот» предлагает свою помощь бизнесу в привлечении средств с помощью облигаций. С нашей поддержкой вы сможете получить финансирование в кратчайшие сроки — от момента заключения сделки до продажи первых бумаг проходит не более полугода. Мы выстроим прямой диалог с инвесторами и организуем быструю продажу долговых бумаг. Помимо этого, у нашей компании есть ряд других преимуществ перед конкурентами:
- Полностью официальное сотрудничество. У компании есть брокерская лицензия, все этапы работы вносятся в договор.
- Самые быстрые размещения. Выпущенные облигации продаются в течение 1–3 дней, поскольку перед началом эмиссии специалисты проводят тщательный финансовый анализ, рассчитывают оптимальную ставку и выстраивают грамотную маркетинговую стратегию. Кроме того, ценные бумаги сразу предлагаются к покупке инвесторам из собственной базы.
- Широкие возможности для обучения. Если вы хотите глубже погрузиться в тему финансирования коммерческих организаций, наши специалисты разработают индивидуальную программу, по которой вы сможете получить необходимый объем знаний в течение 3 месяцев.
Обращайтесь, и вам больше не придется размышлять, где взять деньги на бизнес. Мы поможем найти средства без кредитов и продажи долей.